Научная статья на тему 'Миф о шахматах'

Миф о шахматах Текст научной статьи по специальности «Философия, этика, религиоведение»

CC BY
3709
385
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
шахматы / спорт / искусство / наука / вера / борьба / страсть / психика / творчество

Аннотация научной статьи по философии, этике, религиоведению, автор научной работы — Вадим А. Колупаев

Статья дает оценку реального места и значения шахмат в жизни. Физическая культура хорошо развивает человека примерно до первого разряда, независимо шахматы это или гири, плавание или гимнастика, а затем наступает та черта, где нужно родителям и детям остановиться и принять взвешенное решение о смысле человеческой жизни и Вашем предназначении.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Миф о шахматах»

МИФ О ШАХМАТАХ

Вадим А. Колупаев ООО ЧО «Центурион Плюс»

vadimkolupaev@mail. т

Статья дает оценку реального места и значения шахмат в жизни. Физическая культура хорошо развивает человека примерно до первого разряда, независимо шахматы это или гири, плавание или гимнастика, а затем наступает та черта, где нужно родителям и детям остановиться и принять взвешенное решение о смысле человеческой жизни и Вашем предназначении.

Ключевые слова: шахматы, спорт, искусство, наука, вера, борьба, страсть, психика, творчество.

«Испытывайте, что благоугодно Богу. И не участвуйте в делах тьмы, но и обличайте»

(10-11 гл.5 Послание к ефеcянам апостола Павла)

ахматы, как игра своими корнями уходит далеко в прошлое. Одни историки говорят о ее индийском происхождении, другие об арабском. Современные шахматы сформировались в эпоху Возрождения, примерно в середине XV века в Средиземноморье, и получили бурный рассвет в Италии и Испании.

В шахматной литературе многие авторы-шахматисты, преувеличивая значение этой игры, считают, что шахматы - это спорт, искусство и наука. Что же такое шахматы на самом деле?

В этой статье речь пойдет скорее о шахматах, которые представляют собой один из видов большого спорта. Спорт в переводе с греческого - соревнование, в отличии от труда, спорт ни каких ценностей не создает. Когда мы говорим о спорте, то имеем в виду следующее: спорт - это образ и уклад жизни, где человек, как солдат на военной службе, подчиняется воле своих спортивных наставников и живет, четко ориентируясь на достижение результата любыми путями. Спорт - это мощная индустрия зрелищ; бизнес, который создает и формирует свою систему ценностей, и имеет миллионы участников, функционеров, болельщиков и фанатов-одержимых (последняя степень страсти).

Шахматы - это модель принятия решений, учитывающая возможные варианты ответа соперника, на которые влияют такие факторы, как психологическое состояние игрока, турнирное положение и т.п. Математики относят такого рода игры к «Динамическим антагонистическим играм», и вывели десятки теорий и функций на

основании общей постоянно меняющейся стратегии и тактики.

Шахматы это настольная игра и кажется всем простой, доступной, понятной игрой, поэтому на этом примере удобно рассмотреть неизвестный около шахматный мир.

В настоящее время шахматы представляют собой очень изученную модель игры (среднестатистическая партия составляет примерно 40 ходов). Дебют (начало партии) изучен до 20-25 ходов. Известны всевозможные начала, выпущены курсы дебютов, энциклопедии дебютов (90 процентов дебютов изданы отдельными книгами и проанализированы в том или ином варианте до 35-40 хода). Миттельшпиль (середина игры) представляет собой более творческий процесс, чем дебют. Что же касается эндшпиля (конец игры), то эта часть шахматной партии также подробно изучена, более того, схемы и планы эндшпиля изданы как отдельными сборниками, так и рассматриваются в энциклопедических изданиях.

Многие мэтры современных шахмат отмечают сегодняшнюю предсказуемость игры. Давид Бронштейн говорил: «Шахматы уже изучены. Исчезло ощущение тайны! Сегодня шахматы держатся на прекрасной памяти молодых. Они жалуются, что очень много надо работать, что наше поколение не понимает их, не понимает, как это трудно: перерывать тысячи партий, запоминать массу информации, не сбиться в порядке ходов, когда воспроизводишь на доске 20-ходовый теоретический вариант. Я понимаю, что это огромное физическое и умственное напряжение. Но это не имеет ничего общего с теми шахматами, в которые играло мое поколение»1.

С XV века и до 90 годов ХХ века шахматы анализировались в кабинетной тишине участниками турниров и их помощниками-тренерами. Зачастую исход игры зависел только от человеческого фактора. Так появились вариант Ботвинника, защита Алехина, вариант Полугаевского и многое другое. Как первооткрыватели земли и моря, великие шахматисты открывали игру, оставляя о себе память в виде вариантов и этюдов. Все как в жизни.

Задачи, этюды, эндшпиля, которые человек творил и предлагал для решения, были красивыми многоходовыми и восхищали зрителей. Однако сейчас пересмотрено многое, чтобы не сказать половина, а вторая половина более точно скорректирована. Так, например, окончание король и ладья против короля, ладьи и слона проигрываются примерно в двух случаях из трех, но это зависит от позиции. Машина просчитывает все варианты до 180 хода, человеческий мозг на это не способен. Многие окончания, которые изначально считались ничейными (теоретически), сейчас могут закончиться результативно.

Компьютерные шахматные программы на сегодня целиком изменили шахматное мышление. Доступность шахматной электронной базы дала возможность анализа, изучения и оценки множества самых разных позиций. Можно ли это назвать наукой? Наверное, нет. Что есть научного в шахматах, если не то, что описано математиками? Творчество в шахматах есть расчет на логарифмической линейке, а точный результат все-таки дает компьютер.

Следующий момент шахматы и творчество в ограниченное время: «Когда дебютные ходы разыгрываются в темпе блиц, то оба соперника приходят к позиции или уже встречавшейся между ними, или многократно проверенной в турнирах и

занесенной в справочники. И в том и в другом случае все тонкости позиции, все планы, все пункты для атаки, методы ее ведения, средства ее отражения хорошо знакомы партнерам. Что же тут думать? Надо играть! Известно, что, попадая в цейтнот, гроссмейстеры великолепно распоряжаются временем и в стрессовой обстановке

о

порой проводят сложные планы, фантастические комбинации»3. В подтверждение вышесказанного хочется остановиться на книге международного гроссмейстера Льва Полугаевского «Рождение варианта». Вариант Полугаевского, возникший в одном из построений Сицилианской защиты на седьмом ходу, анализировался им в течение всей жизни, доказывая всем, что именно этот вариант наиболее правильный. «И грех жаловаться на судьбу: несколько раз мне удавалось буквально затащить партнера в те форсированные варианты, где даже при максимуме изобретательности его ждал лишь один исход. И когда первоначальное его наименование «куйбышевский вариант» постепенно изменилось в шахматной литературе на «вариант Полугаевского», я - пусть меня не сочтут нескромным - в душе решил, что это справедливо. Потому что примерно полгода ежедневно (!) проводил часы над доской, где стояли позиции варианта, потому что ложился спать и видел его во сне. Образно говоря, на какое-то

2

время вариант стал моим вторым «я» .

В одной из своих статей Давид Бронштейн пишет: «Гроссмейстеры знают, что зрители ценят их способность в быстром темпе решать трудные проблемы; играя медленно, они как бы гипнотизируют общественное мнение: «Подолгу задумываясь над позицией, мы проникаем в такие глубины, которые вам не доступны...» И восхищаются, боготворят, верят любители, потому что правды им никто не говорит, а сказать надо: шахматы всего только игра, игра на сегодня простая»3. Где творчество ?

Кризис в современных классических шахматах налицо и это подтверждают сильнейшие шахматисты конца ХХ века. Так, Ян Тимман -претендент на звание чемпиона мира, когда ему исполнилось 50 лет, оценивая пройденный путь, высказался так: «Стал ли бы я профессиональным шахматистом, если бы мне снова пришлось выбирать профессию сегодня? Никогда, ни в коем случае! Я выбрал ту профессию потому, что не хотел сидеть пять-шесть лет на студенческой скамье, хотел играть и быть свободным и заниматься тем, что мне нравится, не давая отчета никому. Теперь же шахматы - это точное знание, добытое тяжелым и постоянным трудом, многочасовое сидение перед компьютером, исчезновение игрового элемента. Ушла

4

магия шахмат.»

19 июня 1996 года Роберт Фишер предложил, как он думал «новую» модель шахматной игры (за 20 лет до него подобное уже предлагалось другими): пешки стоят традиционно, а остальные фигуры перед каждой партией расставляются в произвольном порядке зеркально. Назвал Фишер эту игру скромно - «Фишеренд» в честь себя любимого. Но весь шахматный мир новую идею не поддержал. Почему шахматисты не хотят отходить от изученных вариантов и схем развития, которые известны до 30-40-го хода, почему не хотят играть в шахматы неизученные, не зависящие от домашних заготовок: простые и более честные?

Ответ очень прост: шахматисты лукавят, говоря, что переигрывают соперников за доской, разбираются в сложных позициях в процессе каждой партии. На самом же деле они просто сводят игру к уже известным узкому кругу лиц позициям, как в начале

партии, так в середине и в конце.

Т.е. алгоритм шахматного мышления сводится к следующим моментам:

- к уже решенным задачам (известным началам, позициям, комбинациям, окончаниям);

- к психологическим (человеческим) факторам, направленным на игру с конкретным соперником.

«Опытным шахматистом в процессе игры накоплено большое число шахматных образов, иначе говоря, типовых шахматных позиций, по поводу которых он имеет сложившуюся оценку. Эти типовые позиции и являются весьма существенными элементами языка, которым мастер творит свои «поэмы». Расчет вариантов в процессе игры необходим, прежде всего, для перехода из одной типовой позиции в другую. Таким образом, это еще раз подтверждает, что современные шахматы сильно изучены и

" 37

мышление шахматиста сводится к технике разыгрывания той или иной позиции.»

«Глупых же состязаний и родословий, и споров и распрей о законе удаляйся, ибо они бесполезны и суетны».

Второе Послание к Тимофею святого апостола Павла (3, 9)

ахматная игра с духовной точки зрения давно рассмотрена, запрещалось играть в азартные игры, включая шахматы, нарды, кости и т.п. Стоглавый Собор 1551 года все это назвал Эллинским бесованием5.

Жизнь человека - это дар Божий, и стоит ли преследовать мелкие самолюбивые цели, лукаво увеличивая их значение, даже если твоим именем назовут вариант или звезду. На спасение души, как известно, это не влияет. Многие миллионы людей играли и играют в шахматы, сотни гроссмейстеров и тысячи мастеров спорта, но чемпионами за всю историю стали только 16 человек.

Изучая биографии известнейших шахматистов, прослеживается плачевная тенденция и личная трагедия в судьбах этих людей, некоторые признаны душевно больными, другие умерли в нищете.

Карл Шлехтер (претендент на звание чемпиона мира), оставшись без средств к существованию (а шахматы были для него единственным источником доходов), полностью истощенный от постоянных лишений и голода, умер в нищете 27 декабря 1918 года в Будапеште. Врачи констатировали застарелый туберкулез, который обострился из-за плохого питания. Гениальному шахматисту не было и 45 лет6.

Акиба Рубинштейн в 1932 году завершил продолжавшуюся четверть века шахматную карьеру. В 1933 году он тяжело заболел и был помещен в больницу для душевнобольных. Из-за нервного заболевания выдающийся шахматист прекратил активные выступления в турнирах, хотя продолжал интересоваться шахматной жизнью. После войны у Рубинштейна с новой силой вспыхнул интерес к шахматам, но, несмотря на это, его жизнь закончилась, как и начиналась, в нищете, в доме для

7

престарелых .

Эмануил Ласкер всю жизнь скитался по планете и до последнего дня зарабатывал на хлеб шахматами. Хосе Рауль Капабланка умер через год после Ласкера в Америке, вернувшись с того же шахматного клуба.

Арон Нимцович, претендент на звание чемпиона мира, умер в одиночестве и депрессии в 49 лет, так и не получив возможность сыграть матч на первенство мира, не собрав призовой фонд в десять тысяч долларов8.

Чемпион мира Александр Алехин умер в гостинице без средств к существованию маленького Португальского города Эшторил, прожив остаток жизни в пьянстве, карточной игре, зарабатывая на жизнь сеансами одновременной игры. Это именно он выставил Нимцовичу требования о 10 тысячах долларов призового фонда на матч за звание чемпиона мира. Уменьши он тогда требования и оба - претендент и чемпион были бы в достатке, а шахматный мир увидел бы хорошую игру, изменилась бы шахматная история и оба прожили бы дольше.. ( особое мнение автора)

Этот список можно продолжать и продолжать, хотя специальной статистики ни кто не вел. Многие из шахматистов местного уровня оставили свои жизни в борьбе за шахматные победы и остались неизвестными ... Среди профессиональных шахматистов последнего времени можно вспомнить случаи самоубийства: международный мастер Алвис Витолишьш бросился с моста, международный гроссмейстер Лембит Олль прыгнул с 4-го этажа, международный мастер Феликс Припис прыгнул под электропоезд, мастер чемпион Московской области Утемов покончил с собой. От душевных болезней страдали многие шахматисты-игроки Лабурдоне, Морфи, Стейниц, Пильсбери, Роберт Фишер. Трудно назвать вполне нормальным человеком Гарри Каспарова. (среди шахматистов и журналистов от шахмат бытует симптоматичная кличка - «Зверь»).

При этом в судьбах известных шахматистов очень много общего.

- Как правило, все шахматисты играют в карты или другие азартные игры: от Стейница до Карпова (Анатолий Евгеньевич, надо отметить, играет во все настольные игры и играет хорошо). Как исключение в этом списке можно только назвать Макса Эйве и Михаила Ботвинника.

- Спортивный режим шахматистов не сильно отличается от средне статистического обывателя. Примерно две трети шахматистов курят и употребляют спиртные напитки, некоторые даже на соревнованиях. Поэтому в настоящее время стоит вопрос о допинг-контроле при проведении шахматных соревнований. В связи с этим хочется отметить, что в период соревнований - стрессовых ситуаций, особого и длительного напряжения курят в два-три раза больше, кофе, коньяк и другие стимуляторы умственной деятельности также имеют место быть.

- Ни в одной опубликованной биографии 100 известных шахматистов нет и намека на веру в Бога. Единственное упоминание касается Роберта Фишера, он был членом секты «Всемирная Церковь Создателя», которая обещала пришествие Христа в 1976 году.

- Личная жизнь большинства известных шахматистов, которая зависела только от соревнований, проходивших в разных городах и континентах, также складывалась

по-разному, но тяжело.

- Немногие шахматисты реализовали себя в других областях жизни, хотя при этом имели большие разносторонние данные (Алехин, Капабланка, Яновский и другие). Можно отметить М.М. Ботвинника - доктора технических наук, Макса Эйве -профессора математики, Эм. Ласкера - философа и мыслителя, математика.

- Очень многим присуща страсть к шахматам (в литературе пишут: «.любовь, беззаветную любовь.»). У всех шахматистов, чьи биографии известны, в воспоминаниях говорится о большой безграничной любви к шахматам. Самым страстным приверженцем шахмат был Роберт Фишер. И чемпионы мира, и наши гроссмейстеры говорили про него так: «Он проводит за шахматами столько времени, сколько вся наша команда вместе взятая», «Фишер с шахматами не расстается никогда», «Фишер читал и знает все когда-либо кем-то сыграно и напечатано.»9

Это истории людей, которые формировали и формируют шахматное мировоззрение, как на шахматной доске, так и в жизни. Куда ведут эти дороги? Кто несет ответственность за это, казалось бы, мирное мировоззрение?

Подытожим малое: во все времена жить посредством шахмат можно было только узкому кругу шахматистов, которые участвовали в розыгрыше чемпионатов мира (это очень немного). Поэтому каждый чемпион всегда выставлял жесткие финансовые и иные условия, связанные с длительным отбором, с матч-реваншами, при этом все чемпионы до последнего, почему-то настаивали, что ничейный результат трактуется в пользу действующего чемпиона (позднее Карпов когда сыграл матч вничью предложил новое звании в случае ничейного результата - сочемпион, что безусловно более справедливо). Ранее, когда не было ФИДЕ (международной шахматной федерации), правила розыгрыша чемпионатов мира устанавливали сами чемпионы и меняли их в своих интересах, как хотели: играли с кем, когда и где считали нужным. Выдвигались и особые требования, например, в случае ничейного результата чемпион мира сохранял звание и имел право на матч-реванши, в случае проигрыша как Ботвинник, после того как этот пункт убрали, Ботвинник никогда не принимал участие в розыгрыше чемпионатов мира.

Обратная сторона чемпионатов мира всегда одинакова. Годами, изматывая соперника психологически до игры сроками проведения матчей, отборочными соревнованиями, финансовыми условиями, чемпион и претендент пребывали в состоянии ненависти друг к другу. Зачастую они даже не разговаривали и не приветствовали друг друга, пока и это не оговорили в правилах специальным пунктом.

«От глупых и невежественных состязаний уклоняйся, зная, что они рождают ссоры...» Второе послание к Тимофею святого апостола Павла (2, 23)

стория матчей на первенство мира показывает самые яркие страницы шахматной жизни, но как-то очень скупо во всех известных публикациях рассматриваются условия проведения матчей, требования участников и нешахматные эпизоды, связанные с личностями. Неспортивные шахматы

начинают свое начало с первых чемпионатов мира.

Сейчас же страсти обострились в связи с ростом гонораров, так как разыгрываются миллионы долларов, и на борьбу направлены все темные силы. Человеческие мотивы близки и понятны: деньги, самолюбие, власть. Интересна духовная сторона противостояний, страстей и человеческих отношений. Для примера приведу несколько ситуаций, которые отражают суть этих отношений.

- Эмануил Ласкер был 27 лет чемпионом мира по шахматам, однако из них 10 лет подряд избегал встречи с Хосе Раулем Капабланкой, который еще в 1911 году вызвал на матч Ласкера, а потом (Ласкер) даже объявил о своем отречении от престола. Однако мир ждал зрелищ. Ласкер сдал матч, не доиграв 10 партий10. Но Ласкер лукавил, когда говорил, что готов играть с любым претендентом. Сразу же после матч-реванша со Стейницем он отказал Московскому шахматному собранию, которое готово было собрать средства для матча чемпиона с Чигориным, а в 1898 году не захотел играть с Таррашем11. Кстати, проявлял Ласкер интерес и к теории различных игр. Его даже включили в команду Германии по бриджу для участия в Олимпийских играх (когда-то карточная игра входила в олимпийскую программу).

- Капабланка, почти год мечтавший о матч-реванше, наконец-то собрался и 8 октября 1928 года направил Алехину официальный вызов, но получил неожиданный отказ. После всего этого натянутые отношения между Алехиным и Капабланкой превратились в откровенно враждебные. Они не разговаривали друг с другом и даже не кланялись. Эта вражда двух великих шахматистов помешала проведению нового

12

интересного состязания между ними .

- Алехин перед матчем с Эйве слишком надеялся на свою силу, был уверен в своем превосходстве. В интервью рижскому журналисту он заявил: «В настоящий момент я не вижу никого, кто мог бы выиграть у меня». А осторожный Эйве скромно заметил перед матчем, что он постарается продержаться как можно дольше. Однако сам он готовился к матчу полтора года, проделал огромную тренировочную работу»13 и победил гордого Алехина. А «об Алехине писали газеты в то время, что он курит, пьет виски и каждый день играет в бридж14.

- У Зигбера Тарраша была необычайная самоуверенность, доходившая до высокомерия и кичливости, стремление подавить волю партнера и запугать его еще до начала борьбы15. Именно гордость и самолюбие Тарраша (в период рассвета Тарраш играл по признанию многих сильнее всех) не позволили ему принять приглашение -вызов молодого Ласкера сыграть матч, а затем он много лет пытался что-то сделать, когда чемпионом мира стал Ласкер. Ласкер выставлял высокие требования, в том числе и финансовые, так что Тарраш проиграл два матча более чем убедительно, и никогда не смог приблизиться к шахматному Олимпу.

- У Ботвинника вообще не было друзей и товарищей шахматистов, и в шахматах он признавал только себя. Личные неприязненные отношения например к Бронштейну были такие, что «незадолго до смерти Ботвинника обследовал один врач, и стоило ему в разговоре упомянуть фамилию «Бронштейн», как Ботвинник воскликнул: «Пожалуйста, никогда больше не называйте при мне это имя; он мой враг!»»16.

- Фишер противостоял и противостоит всем, но это скорее диагноз, чем

жизненная позиция. (Русские против Фишера)

- Перед матчем Карпов-Корчной, 30 газет написали какой плохой Корчной, за уклонение от армии на два года посадили в тюрьму его сына17. Более того, прослушивались телефоны и комнаты, где проживал Корчной, подкупались тренера и судьи. Впервые в розыгрыше чемпионатов мира с обеих сторон присутствовали экстрасенсы, колдуны и йоги. (Антишахматы)

- Противостояние Карпова и Каспарова также включало все и каждый матч все усиливалось, то есть был подключен полный спектр участия КГБ и госаппарата, а также психологи - медиумы всех мастей18. (Безлимитный поединок)

Очень часто крупным шахматным соревнованиям сопутствуют и другие страсти:

- О блуде. Так Спасский рассказывает о своем матче с Корчным: «В Киеве, где мы с Виктором в 68 году играли финальный матч претендентов, я в первый же день понял, что выиграю. Он приехал с женой, а у меня были две блондинки. И я выбирал, суетился, и это очень хорошо действовало на меня. Обязательно нужен импульс на стороне», «Играть нужно обязательно «со стоячим». Надо хотеть!.. ,»19

- О высокомерии и эгоизме. Вячеслав Оснос (личный тренер Корчного): «Нельзя быть интеллигентом. Надо уметь как Корчной, видеть в противнике ничтожество. Надо смотреть на противника так, как будто он украл у тебя сто рублей.. .Шахматы это такой вид деятельности: каждый за себя. Все эгоисты. Шахматный талант это глупость. Нет

20

никакого шахматного таланта» .

- О сребролюбии, корысти и ненависти. Во время матча Карпов - Шорт сто тысяч долларов должен был получить победитель этого матча, и двести тысяч -победитель следующего, финального, и четыре миллиона будут стоять на кону в матче с Каспаровым! «И дело не только в деньгах. Для определения сильнейшего нужна победа, а не произведение шахматного искусства. А победить гроссмейстера такого класса, как Карпов или Шорт, можно только на пределе сил, призвав на помощь все богатства своей души, а если этого мало, то - ожесточившись против него, как против своего заклятого врага. Это, к сожалению, помогает тоже - иногда даже больше, чем все доброе, - призвать себе на помощь все оставшиеся в организме резервы. И это (вот в чем главная опасность!) значительно проще проделать с собой и своей душой, проще - ненавидеть, чем любить. Вот почему «их» все-таки больше и в спорте, и в жизни. Больше тех, кто ради победы готов возбуждать себя через злобу и ненависть к сопернику. Да и учили их с самого детства чаще этому. «Разозлись!» - так часто слышал эту команду тренера в адрес ребенка, что и не удивляюсь сейчас столь распространенному типу современного спортсмена, у кого отрицательная мотивация сформировалась как прочная психологическая установка всей личности, и на всю оставшуюся жизнь сформировалось (через спорт- то есть соревнование) такое

О 1

новообразование, как человеконенавистничество»21.

Рудольф Загайнов* пишет: «Нигде я не ощущал столь сильной ауры враждебности, как в шахматах. И идет она от людей с отрицательной мотивацией, а здесь их много, как нигде. Этому есть свои объяснения. Здесь, в отличие, скажем, от борьбы и бокса, нет весовых категорий и звание чемпиона только одно. Здесь конкурируют друг с другом десятками лет, а иногда всю жизнь. В этом мире, в отличие

от большинства других видов спорта, большое количество людей живет исключительно за счет шахмат, и здесь есть, что делить и оберегать. Тем более, что ряды конкурентов постоянно множатся. И обиженных, как и везде, хватает, и обиды эти не забываются. «Люди с отрицательной мотивацией обид не прощают, жажда мести и

22

реванша - это их пища» ...

И так что же такое шахматы, спорт или игра? Игра людей, страстей или есть, что то еще?

«Но глаза их были удержаны...» Евангелие от Матфея (24,16)

то это: промысел Божий, или воздействие лукавого? Такой вопрос возникает и при рассмотрении самых невероятных ошибок известных шахматистов в матчах на первенство мира. Шахматные маэстро, которые играли в шахматы всю жизнь, для которых шахматы были основным занятием и смыслом жизни, совершали необъяснимые ошибки на доске, которые влекли за собой трагические перемены в их судьбах.

Евгений Александрович Мансуров в своей книге «Затмение на Олимпе»23 очень подробно рассмотрел не просто ошибки шахматистов, совершенные в ответственных партиях в борьбе за шахматную корону, но и грубые очевидные промахи, которые так или иначе повлияли на исход партии либо матча на первенство мира, но так и не смог понять почему это происходит. Может быть, поэтому для эпиграфа своей книги он выбрал знаменитую шекспировскую фразу: «Есть многое на свете, друг Горацио, что и не снилось нашим мудрецам!», предлагая читателям разобраться в этом самим.

Попробуем дать объяснение на тонком духовном плане, казалось бы, необъяснимым ни с какой точки зрения шахматных ошибках известных и великих в узких кругах шахматистов. Самое интересное, на мой взгляд, следующее в шахматах существует одно строгое правило: тронул - ходи. Все шахматисты знают его, и именно это использует лукавый чаще всего. В рамках одной статьи описать все случаи невозможно, но сформулировать общее - это и есть цель статьи.

Как объяснить тот факт, когда с большим трудом выигранные партии либо хорошие позиции из-за импульсивного взятия не той фигуры проигрывались под невидимый смех лукавого. На вопрос: «Как сыграл?», проигравший искренне с болью и горечью отвечал: «Взялся не за ту фигуру». Тысячи и тысячи партий, тысячи переживаний и горьких эмоций пережили и переживают люди, попав в ситуации, когда импульсивно (несдержанно) взялись не за ту фигуру.

Очень часто в партии бывает, что оба соперника не замечают ошибочную ситуацию и играют дальше, но бывают ситуации, когда присутствие лукавого налицо с обеих сторон: один соперник взялся не за ту фигуру, а второй соперник это видит за доли секунды (лукавый в этот момент показывает второму полностью весь ошибочный вариант). Эмоции, пережитые в эти минуты ответственных партий даже через десятки лет остаются в памяти. Этот аспект хорошо описан в книге «Затмение на шахматном Олимпе», автор проанализировал 197 известных партий, сыгранных только на чемпионатах мира, и дал условную квалификацию ошибок, но не дал ответ на вопрос:

почему человек делает простую видимую грубую ошибку?

Далее раскроем тему словами Анатолия Карпова в беседе со своим психологом Рудольфом Загайновым: ««Что-то все-таки происходит. Понимаете, вижу ход и не делаю. Что-то мешает мне, и не могу понять»24

То есть человек не в состоянии иногда сделать простой ход, который видит и хочет сделать. Итак: кто же настоящие соперники в таких партиях, когда люди не в состоянии контролировать ситуацию? Именно к трагедии к большой человеческой трагедии приводит лукавый в любой игре, шахматы, карты, казино.

Ошибки нешахматного порядка. К этой теме неоднократно обращались как шахматные журналисты, так и сами шахматисты: так Савелий Тартаковер пишет в 1925 году: «Как это может быть, что многие партии безнадежно гибнут из-за крошечной, иногда даже мнимой ошибки, тогда как часто совершенно неудачная постановка партии или безусловный промах не влекут за собой тяжких последствий. И по темному лабиринту практической партии приводят неоднократно к мало

О ^

заслуженной победе»25.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

В 1928 году А. Ильин-Женевский опубликовал статью «Психология шахматной ошибки»26 с интересными примерами из собственной практики. Чтобы проследить момент зарождения ошибочного замысла, он даже ввел специальную терминологию: «исчезнувшее поле», «забытая фигура».

В середине 70-х годов книгу о шахматных ошибках написал бывший претендент на мировое первенство Самуил Решевский27. Вместо нравоучительных нотаций и воспоминаний о прожитом - целая антология очевидных гроссмейстерских зевков. Удивительно ли, что труд Решевского не пропал даром и вызвал большой резонанс? Ибо ошибающийся гроссмейстер все равно, что с ошибками работающая ЭВМ.

Рудольф Шпильман, анализируя нарушение логической закономерности борьбы, ограничился несколькими наиболее характерными примерами явной шахматной слепоты. Но ни кто так и не дошел до истины. Более того, многие шахматисты ушли в мистику. Так Виктор Корчной рассказывал Загайнову: «Я давно убежден, что мы все связаны друг с другом - и мертвые и живые. В ответственных партиях, особенно в таких, как в матчах на первенство мира, когда концентрация бывает абсолютной, много всякой чертовщины. Например, после одной партии со Спасским, в которой он не сделал несложный выигрывающий ход, я спросил его: «Почему вы не сыграли Конь F5?» Спасский ответил: «Бондаревский не дал сделать мне этот ход». Вроде бы, при чем тут Бондаревский? Он же давно умер!»28 в образе Бондаревского конечно был лукавый.

В пространной статье 1976 года международный гроссмейстер Ларри Эванс своими пресными объяснениями комментировал лишь те «зевки», которые возникают из-за «ошибки пальцев», в беспредметном споре с законом «тронул - ходи»23. Фактор из вне всегда описывался, но не объяснялся. Но ведь подобная причина, словно бы влияющая «извне», только подтверждает пессимистическое заключение Рудольфа Шпильмана: «Игроки, бывшие великими мастерами своего времени, достигшие великих вершин шахматного умения, дававшие в турнирах неувядаемые блестящие образцы своего творчества, эти игроки, как только дело доходило до борьбы за

первенство в мире, совершали самые грубые зевки и ошибки! Я должен сознаться, что мой разум бессилен найти этому подходящее объяснение»29.

Верующие в Бога люди знают: кто враг человечества и кто мешает.

« Что-то все-таки происходит. Понимаете, вижу ход и не делаю. Что-то мешает мне, и не могу понять».

Карпов — Загайнову

родолжим истории с «нечистой силой». Рудольф Загайнов рассказывал о работе с Карповым: « Я веду сеанс, но он долго не может успокоиться. Повторяет: «Боже мой, какой фарт! Три раза я хотел сдаться, а потом находил единственный

ЛА

ход» . У Карпова, как известно, был свой «талисман» - один знаменитый экстрасенс. Личный психолог Каспарова, Дадашев* часто говорил, что борется с аурой Карпова, и это одна из причин, почему он помогает Каспарову. После проигрыша матч-реванша, Карпов, говорят, от помощи своего экстрасенса отказался. Но не отказался принять советы психолога Каспарова31 (при этом надо учесть, что психологи вообще не играли в шахматы).

В интервью Дадашев открыто заявил, что незадолго до отъезда в Испанию с ним связался Карпов, и Дадашев дал ему три совета, как бороться с Каспаровым, потому что раньше был его психологом и талисманом. Дадашев утверждал, что Карпов победит, если будет следовать его советам. Ценность его советов станет понятна, если вспомнить, что этот человек - безусловно, одаренный психолог - помог Каспарову в наиболее трудный период первого матча. Дадашев знал о Каспарове немало: его слабые и сильные стороны, мнительность, веру в счастливые числа, а главное, он знал, что Каспаров ему верит. Дадашев довольно часто удачно предсказывал ход борьбы, давая психологические советы. Начав помогать Карпову, он не мог не понимать, какой силы удар обрушится на Каспарова, когда он об этом узнает32.

Может быть, епископам и архиереям давно минувших дней были открыты козни лукавого, и поэтому Православная церковь в 100-главом архиерейском соборе еще в 1551 г. запретила шахматы как игру, уводящую от Бога и приводящую к лукавому, который присутствует при каждой азартной игре. Сегодня шахматы - это настольная игра, которую люди за 300 лет превратили в спорт (большой спорт). Если смотреть на мир в соответствии с главой 24 Евангелия от Матфея, когда ученики спрашивают Иисуса Христа когда будет конец века и «Иисус сказал им в ответ берегитесь, что бы кто не прельстил вас», то многое становиться ясно.

«Тогда отверзь им ум к уразумению...» Евангелие от Матфея п. 45 гл.24

олыпие шахматы, как и любой большой спорт - это трагедия тщеславия, которая становиться понятной только к концу жизни и то не всем.

Самое главное в этой игре - борьба, которая очень часто превращается в страсть. На этой страсти много людей днями и ночами, годами и

десятилетиями играют в шахматы, за деньги или бесплатно и проводят бесценное время жизни, одержимые малопонятными им самим идеями.

Однажды Загайнов сказал Карпову:

- Анатолий Евгеньевич, в последних Ваших турнирах я понял, какая ужасная вещь шахматы. Как я рад, что мой сын бросил их.

- Конечно, - без раздумья согласился он. И продолжил чуть позже:

- Просто опасная для психики вещь. Если не имеешь внутренних сил к сопротивлению, то дело может кончиться дурдомом. Шахматы - это ловушка. Они сильнее человека, их тайну все равно не разгадать. А если человек не может поверить в это, не может согласиться с поражением и подчас готов положить на плаху и талант, и здоровье, а некоторые и жизнь36.

Евгений Свешников, гроссмейстер в статье «Не ходите, дети, в шахматы играть» пишет с искренним сердцем и болью в душе: «Ко мне во время турнира обратилась мама одного мальчика и папа другого - чтобы я потренировал их сыновей. «Уважаемые родители, предлагаю Вам подумать какую профессию получить Вашим детям, чтобы

о о

она обеспечила им прежде всего надежный кусок хлеба»33.

Лайош Портиш говорил так: «Я сожалею о том, что столько времени отдал

34

шахматам» Давид Бронштейн по поводу своего 75-летия сказал, что «шахматы

о ^

украли у него жизнь»35. Разочарование под конец жизни - это, конечно, больше чем трагедия.

О шахматах много написано: описаны и закулисные игры, в которых есть место любому сценарию, но нет ответа на вопрос: где свет и истина? Большие шахматы, как и любой большой спорт, христианам не нужен.

Андрей Ободчук, международный мастер спорта по шахматам, говорит, что дело не шахматах, а в людях и их страстях. Поэтому не будем столь категоричны к шахматам в целом, так как многое зависит от человека. Как игра (а не спорт) шахматы -это модель принятия решений, и, конечно, они развивают любого человека. Как правило, очень заметно положительное влияние шахмат на ребенка-юношу. Происходит развитие логического мышления, улучшается память, увеличивается умственная работоспособность, терпение, способность принимать решения в сложных ситуациях и в цейтноте (в условиях недостатка времени). Для людей взрослых шахматы - это больше форма досуга, достаточно интеллигентная, не затратная и очень доступная. Многие люди в свое время обращались к шахматам шашкам, го, рэндзю и иным развивающим играм. Не преследуя самолюбивых целей, не участвуя в соревнованиях, любая игра не культивируется и не превращается в страсть. Решение шахматных задач, да и сами шахматы развивают человека так же как математика, геометрия или другая наука. В подтверждении вышесказанного хочется сказать, что очень многие известные люди: поэты, писатели, музыканты, ученые и мыслители

-1С

играли в шахматы в силу 1-П-го разряда .

Замечено, что большинство руководителей предприятий, менеджеров среднего звена, играют в шахматы на уровне второго-третьего разрядов. Миллионы людей играют в силу четвертого - третьего разрядов, и живут

счастливо. Бывают и исключения, но они лишь подтверждают правило.

Мир, как известно, не черно-белый и поиск гармонии как в шахматах, так и в человеческих отношениях, быту - это, несомненно, только грани развития личности. В этой связи хочется вспомнить слова святого апостола Павла: «Все позволительно мне, но не все полезно» (1 Кор. 6,12). То, что служит на благо человеку, то, что помогает развивать его для преодоления трудностей в жизни - полезно для него. Многие родители тонко чувствуют, когда шахматы развивают ребенка, дополняя школьное образование, и главное - когда ребенок учится принимать правильные решения. В этом случае за него хочется порадоваться и пожелать ему почаще обращаться к Богу с молитвой и со словами благодарности. Ну, а если кто-то решит посвятить всю свою жизнь этой игре и направит все свои силы на совершенствование своего шахматного мастерства, чтобы утешить свою гордость и тщеславие, то он должен всерьез задуматься о том, кому и чему он будет служить всей своей жизнью.

Вместо вывода: Пути Господни неисповедимы. Физическая культура хорошо развивает человека примерно до первого разряда, независимо шахматы это или гири, плавание или гимнастика, а затем наступает та черта, где нужно родителям и детям остановиться и принять взвешенное решение о смысле человеческой жизни и Вашем предназначении. То есть «Ищите, прежде всего, царствия Божия и правды его и все остальное приложится Вам». Мф. (6.33)

Литература

1.Бронштейн Д., Фюрстенберг Т. Ученик чародея: Учебник шахматной стратегии и тактики. - М.:РИПОЛ классик, 2004. - С. 385

2.Полугаевский Л.А. Рождение варианта. М., «Физкультура и спорт», 1977. - стр.25

3.Бронштейн Д., Фюрстенберг Т. Ученик чародея: Учебник шахматной стратегии и тактики. Ст. - М.:РИПОЛ классик, 2004. - С. 396

4.Пак В.Н. 100 выдающихся шахматистов ХХ века/ В.Н. Пак. - М.: ООО «Издательство АСТ»; Донецк: «Сталкер», 2004. - с. 266

5.Стоглав, Собор Русской Православной Церкви, бывший в Москве в 1551-м году. -

6.Пак В.Н. 100 выдающихся шахматистов ХХ века/ В.Н. Пак. - М.: ООО «Издательство АСТ»; Донецк: «Сталкер», 2004. - с. 27

7.Там же, с.83

8.Там же, с. 105

9.Воронков С.Б. , Плисецкий Д.Г. Русские против Фишера. - М.: РИПОЛ Классик, 2004.

- 528 с.

10.Карпов А.Е., Гик Е.Я. Неисчерпаемые Шахматы. - 2-е изд., перераб. И доп. - М.: Изд-во Моск. Ун-та, 1991. - С.16

11.История матчей за звание чемпиона мира по шахматам/ авт.-сост. В.Н. пПк. - М.: АСТ; Донецк: Сталкер, 2005.- С. 48

12.Там же, с 101-102

13.Там же, с. 114

14.Пак В.Н. 100 выдающихся шахматистов ХХ века/ В.Н. Пак. - М.: ООО «Издательство АСТ»; Донецк: «Сталкер», 2004. - С. 111

15.Б.С. Вайнштейн. Мыслитель. М.: Физкультура и спорт, 1981.- С. 64

16.Бронштейн Д., Фюрстенберг Т. Ученик чародея: Учебник шахматной стратегии и тактики. - М.:РИПОЛ классик, 2004. - С. 9

17.Корчной В.Л. Антишахматы: Записки злодея. Возвращение невозвращенца. - М.: Агентство «КомпьютерПресс», 1992. - 176 с.

18.Каспаров Г.К. Безлимитный поединок. - М.: СП «Интербук», 1990. - 192 с.

19.Загайнов Р.М. Поражение. - М.: Агентство «Компьютер-пресс», 1993.- С.19

20.Там же, с. 20

21.Там же, с.120

22.Там же, с. 122

23.Мансуров Е.А. Затмение на Олимпе. - М.: Советский спорт, 1991. - 175 с.

24.Загайнов Р.М. Поражение. - М.: Агентство «Компьютер-пресс», 1993.- С.142

25.Мансуров Е.А. Затмение на Олимпе. - М.: Советский спорт, 1991. - с. 3

26. Ильинский-Женевский А.Ф. Психология шахматной ошибки// «64», 1974, № 18

27.Сайт: Мистика шахмат

28.Загайнов Р.М. Поражение. - М.: Агентство «Компьютер-пресс», 1993.- С.143

29.Шпильман Р. Загадка борьбы за первенство в мире // «64», 1927, №22. Повт. Изд. За шахматную корону // Бюллетень ЦШК СССР, 1969, № 8

30.Загайнов Р.М. Поражение. - М.: Агентство «Компьютер-пресс», 1993.- С.52

31.Каспаров Г.К. Безлимитный поединок. - М.: СП «Интербук», 1990. - С. 186

32.Там же, С. 178

33.Сайт Кубок России

34.Там же

35.Там же

36.Загайнов Р.М. Поражение. - М.: Агентство «Компьютер-пресс», 1993.- С.58

37.Крогиус Н.В. Психология шахматного творчества. - М.: Физкультура и спорт, 1981. -

С.45

38.ГродзенскийС.Я. Шахматы в жизни ученых. - М.: Наука, 1983. - 168 с.

Шахматистам умершим без покаяния посвящается!

* Рудольф Загайнов, профессор, личный психолог Карпова Анатолия Евгеньевича, который за свою жизнь работал с такими спортсменами как Виктор Корчной, Нона Гаприндашвили, Нана Александрия, Нана Иоселиани, Борис Гельфанд, Сергей Долматов, легкоатлет Сергей Бубка, фигуристы Елена Водорезова и Александр Фадеев... В начале 90-х годов работал по контракту с теннисным «Рохус-клубом» из Дюссельдорфа, консультировал звезд мирового тенниса - Штеффи Граф,

Монику Селеш, Бориса Беккера

* Тофик Додашев родился в 1947 году в Баку. Свои первые психологические опыты он проводил уже в возрасте тринадцати-четырнадцати лет. Летом 1964 года, будучи в Харькове, он познакомился со знаменитым Вольфом Мессингом*. Эта встреча решила его судьбу.

**Вольф Мессинг - самый известный экстрасенс в России 20 века.

(с) Современные православные сказки, 2010

(http://skazki.orthodoxy.ru/) Разрешается использовать тексты сказок без ограничений при условии указания

авторских прав и полноты текста

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.